Адвокатура в зарубежных странах

Адвокатура США
Сложная правовая система США, традиционно высокая роль правового регулирования жизни американского обще­ства предопределяют особое место профессии адвоката по сравнению с другими профессиональными группами. Юри­сты занимают многие ключевые посты в экономике и госу­дарственно-политическом механизме США. В США работа­ет около 60% от общего числа юристов всего мира. Следующие данные свидетельствуют о социально-политической роли обладателей диплома юриста в США.

Из сорока двух президентов США двадцать пять были юристами; в частно­сти, адвокатами по профессии были А. Линкольн, Ф.Д. Рузвельт, Г. Трумэн, Р. Никсон, Б. Клинтон. Две трети сенаторов и почти половина членов палаты представителей Конгресса США — юристы. Обладателями диплома юриста являются половина губернаторов штатов и 40% диплома­тов. Около 45% лиц, занимавших с 60-х ГОДОЕ высшие посты в правительстве, были юристами, более 25% госу­дарственного аппарата составляют бывшие адвокаты.

17.2.1. Юридическое образование в США

Юридическое образование в США двухступенчатое: первая ступень, начинающаяся после получения средне­го образования, — колледж (3—4 года обучения). Вы­пускник получает диплом бакалавра искусств. Вторая — это высшее специальное (профессиональное) образование, его получают в специализированных школах или кол­леджах университетов только по окончании общеобразо­вательного колледжа.

Вступительных экзаменов в юридический вуз нет, их заменяет тест на способность к обучению в юридической школе, высылаемый по почте абитуриенту. Учитывают­ся также оценки абитуриента, полученные им при обуче­нии в колледже. Срок обучения, как правило, три года. Обязательные учебные дисциплины существуют только на первом курсе; к ним обычно относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное и административ­ное право, профессия юриста, философия права и др. На втором и третьем году обучения обязательных предметов нет, однако устанавливается определенное минимальное их число, которое надлежит изучить студенту, и мини­мальное количество учебных часов в неделю.

По завершении обучения выпускник получает диплом и степень доктора юриспруденции, что необходимо и дос­таточно для занятия юридической практикой. Можно также продолжить обучение на степень магистра права, год занятий и представление соответствующей диссерта­ции) или доктора юридических наук (2—3 года занятий и представление соответствующей диссертации).

17.2.2. Поступление в адвокатуру

Выпускник юридического вуза вместе с дипломом и сте­пенью не обретает автоматического права заниматься адвокатской практикой. Для того чтобы получить патент на адвокатскую практику, ему необходимо пройти дополни­тельную аттестацию. Причем патент выдается на право заниматься адвокатской практикой не вообще, повсемест­но в США, а только на территории того штата, где соби­рается практиковать данный кандидат в адвокаты.

Условия допуска к адвокатской практике устанавли­ваются обычно Верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске решается специальной комиссией по до­пуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией ад­вокатов штата, либо по назначению суда или губернато­ра штата. Как правило, эта комиссия состоит из практи­кующих юристов.

При решении вопроса о допуске к адвокатской прак­тике комиссия исходит из моральных качеств кандидата и результатов проводимого ею экзамена.

Изучение моральных качеств предваряет экзамен и состоит в исследовании документов, представляемых са­мим кандидатом. Если у комиссии возникнут какие-либо сомнения по поводу правдивости предоставленной инфор­мации, она вправе провести негласную проверку полу­ченных данных. Характеристика лица складывается из рассказа претендента о самом себе, а также из информа­ции о наличии или отсутствии судимостей, приводов в полицию, о том, страдает ли он наркоманией или алко­голизмом : Нередко о моральном облике соискателя па­тента справки наводятся и у его соседей по месту житель­ства.

Экзамен состоит из устного собеседования и письмен­ной работы. Письменная работа, как правило, продол­жается несколько дней, в течение которых претендент должен ответить на 20—30 вопросов, касающихся зна­ния, толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен.

Решение экзаменационной комиссии может быть об­жаловано в суде.

Разрешение на ведение дел в федеральных судах выда­ется автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.

17.2.3. Структура адвокатуры в США

В каждом штате имеется ассоциация адвокатов шта­та. В большинстве штатов установлено обязательное член­ство в ассоциации для всех лиц, допущенных к адвокатс­кой практике. Однако в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассо­циации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвока­тов создаются как добровольные организации. Общена­циональной организацией адвокатов с добровольным член­ством является Американская ассоциация юристов.

Ассоциация юристов имеет две главные цели, так ска­зать, двуединую задачу. Первая задача — способствовать развитию права и укреплению правосудия в целом, осу­ществлять правовое воспитание граждан и т.д. Второй, но не менее важной задачей является оказание содей­ствия своим членам, повышение профессионального уров­ня американских юристов, развитие юридической про­фессии как таковой.

В задачи ассоциаций входят установление норм про­фессиональной этики, содействие адвокатам, принятие дис­циплинарных мер, разработка стандартов адвокатской деятельности, содействие совершенствованию права и осу­ществлению правосудия и т.п.

Ассоциации юристов являются чисто профессиональны­ми объединениями и не ведут никакой практической юри­дической деятельности. Членские взносы в ассоциации юри­стов никак не связаны ни с доходами юристов, ни с тем, в каком юридическом ведомстве или фирме они работают.

Необходимо отметить, что членами ассоциаций адво­катов являются не только практикующие адвокаты, но и юристы, работающие в прокуратуре, а также лица, рабо­тающие юрисконсультами.

17.2.4. Организационные формы деятельности адвокатов в США

Более половины адвокатов в США работают в одиноч­ку либо вместе с двумя-тремя адвокатами. Однако основ­ной по значимости для американского адвокатского сооб­щества формой адвокатской деятельности являются круп­ные (более пятидесяти адвокатов) адвокатские фирмы. Такие фирмы, как правило, не занимаются уголовными делами и предпочитают вести дела обеспеченных клиен­тов, преимущественно корпораций. Хозяевами таких фирм являются партнеры. Партнер — адвокат, имеющий об­ширную практику, а как следствие — высокий доход и право на часть прибыли адвокатской фирмы, вторая груп­па адвокатов — ассоциаторы, как правило, молодые ад­вокаты, имеющий небольшую собственную клиентуру либо не имеющие таковой вообще. Ассоциатор получает жало­вание от фирмы.

В подобных фирмах устанавливается ассоциаторский стаж (обычно 8 лет), за который ассоциатор должен об­завестись собственной клиентурой и стать экономически выгодным фирме; по прошествии указанного срока ассо­циатор либо становится партнером, либо, если он не вы­полнил указанного условия, ему будет предложено уйти из фирмы. В некоторых фирмах указанная градация мо­жет быть более многоступенчатой.

Часть адвокатов работает в ведомствах «публичных защитников» — организациях, состоящих на государ­ственном бюджете штата и обслуживающих на бесплат­ной основе обвиняемых из числа неимущих граждан.

Существуют и аналогичные службы юридической по­мощи неимущим, финансируемые из федерального бюд­жета. Головной организацией этих служб является Кор­порация по оказанию юридической помощи, учрежден­ная и финансируемая Конгрессом.

Интересной является такая форма адвокатской деятель­ности, как адвокатские конторы, защищающие интересы общества. Они не ведут дела отдельных клиентов, а высту­пают против государства или корпораций с исками, свя­занными с охраной прав и интересов крупных категорий граждан (потребителей, политических активистов, изби­рателей, налогоплательщиков) или с охраной природы и охраной здоровья населения (например, иски против пред­приятий, загрязняющих окружающую среду, или против строительства атомных электростанций).

Многие адвокаты работают в юридических службах общественных организаций, ориентирующихся преиму­щественно на судебно-правовые способы реализации сво­их задач. Наиболее известные и крупные организации такого рода — Американский союз защиты гражданских свобод, Национальная ассоциация содействия развитию цветного населения, Центр охраны конституционных прав граждан, Национальный совет по охране природных ре­сурсов, Национальный союз борьбы с расовыми и поли­тическими репрессиями.

17.2.5. Оплата адвокатских услуг

В США, как и в России, не существует системы твердо установленных тарифов оплаты услуг адвоката. Сумма гонорара устанавливается по договоренности с клиентом. Наиболее распространена почасовая система оплаты тру­да. Также практикуется такая система оплаты, когда ад­вокат получает гонорар только в случае выигрыша дела.

Предоставление бесплатной юридической помощи В ряде решений Верховного суда США установлено, что право на адвоката-защитника по назначению распростра­няется на малоимущих и неимущих обвиняемых по уголов­ным делам, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, караемых лишением свободы. Учитывая тот факт, что около 80% лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, по своему финансовому положению не могут позволить себе нанять адвоката-за­щитника, в Соединенных Штатах существует три формы предоставления услуг защитника бесплатно: (1) адвокаты-защитники по назначению; (2) адвокаты-защитники по кон­тракту; (3) ведомства «публичных защитников».

1. Программы адвокатов-защитников по назначению чаще всего создаются в муниципальных образованиях, которые недостаточно велики, чтобы обзавестись само­стоятельным ведомством публичных защитников. Мест­ная власть составляет список частнопрактикующих ад­вокатов, готовых представлять интересы тех, кто в этом нуждается. Отбор адвоката для конкретного дела произ­водится судом либо на основе одноразового назначения, либо путем выбора судьей адвоката из соответствующего списка. Последнее предпочтительнее по делам, требую­щим специализации, поскольку в списке указываются также сферы специализации адвоката. Оплата услуг ад­воката производится через суд из федерального бюджета или бюджета штата, и адвокат должен заручиться согла­сием суда на расходы, связанные с проведением собствен­ного расследования или приглашением экспертов.

2. Программы адвокатов по контракту обеспечивают участие в процессе частнопрактикующего адвоката, ко­торый заключает контракт с местной властью о выплате гонораров на заранее оговоренную сумму. Бели количе­ство малоимущих клиентов превышает оговоренное кон­трактом, стороны данного контракта могут заключить новый или согласиться продлить старый. Американская ассоциация юристов разработала рекомендации по за­ключению таких контрактов «в целях обеспечения высо­кого уровня представительства и полного изложения прав и обязанностей сторон».

3. Программы деятельности ведомств «публичных за­щитников» обеспечивают оказание юридической помощи большинству малоимущих обвиняемых по уголовным де­лам. Такие ведомства создаются местными органами вла­сти (в разных штатах разными): городским советом, муниципалитетом, мэрией и т.п., — которые курируют де­ятельность этого ведомства, не вмешиваясь в его повсед­невную работу. В некоторых юрисдикциях ведомство «пуб­личных защитников» входит в структуру местного орга­на власти, и адвокаты-сотрудники ведомства формально считаются государственными служащими.

В отдельных крупных городах (например, в Нью-Йор­ке) на контрактной основе с городской властью создаются организации по оказанию бесплатной юридической помо­щи, имеющие статус частных некоммерческих корпора­ций. Такие корпорации также финансируются из бюджета штата и/или муниципалитета; они могут получать и бла­готворительные пожертвования. Несмотря на государствен­ное финансирование, такие ведомства и корпорации не за­висимы от властей. Сотрудники ведомств «публичных за­щитников» или корпораций получают зарплату, набира­ются в обычном порядке из числа допущенных к практи­ке адвокатов, пожелавших работать в таком ведомстве и прошедших проверку квалификационных комиссий, со­здаваемых учредившим данное ведомство органом власти. Деятельность адвокатов, работающих в этих ведомствах, оплачивается государством, и в ведомстве может работать от одного до сотни адвокатов. Во многих таких ведом­ствах сотрудникам запрещено совместительство, чтобы их рабочее время целиком уделялось защите малоимущих. Руководитель ведомства «публичных защитников» зани­мается выполнением повседневных административных за­дач, а также контролем за нагрузкой ведомства. Вспомо­гательный персонал нанимается на работу руководителем. Подбор кадров на вспомогательные должности, как пра­вило, подлежит утверждению советом по бюджету муни­ципальной административно-территориальной единицы. В состав совета не должны включаться лица, имеющие от­ношение к полиции, прокуратуре, законодательным или исполнительным органам власти для того, чтобы избежать обвинений в ведомственной заинтересованности.

Выгода такой системы среди прочего состоит в том, что между адвокатами-защитниками налаживается по­стоянный обмен опытом по тактике и методике защиты; к тому же система доказала свою эффективность с точки зрения экономии ресурсов. В числе недостатков можно, назвать ограниченность кадровых ресурсов и стесненность в средствах из-за отсутствия у выборных политиков и населения в целом энтузиазма по поводу выделения средств на оплату защиты преступников.

В небольших городах, сельской местности бесплатная юридическая помощь неимущим оказывается адвокатами, вызвавшимися представлять интересы неимущих помимо своей основной практики. Такие адвокаты после собеседо­вания в квалификационной комиссии включаются в спис­ки адвокатов, ведущих дела неимущих граждан, распрос­траняющиеся по всем судам данной юрисдикции. Анало­гичные списки составляются и на федеральном уровне. Услуги «списочных» адвокатов оплачиваются государством по тарифной сетке (почасовая оплата или оплата за дело), утвержденной соответствующим органом власти.